Плакаты времен Великой Отечественной войны

В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. При помощи плакатов талантливые художники выражали волю народа, призывали к определенным действиям, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство собственного достоинства, ощущение патриотизма и любовь к своей стране, своему народу. Плакаты времен СССР касались разных сторон жизни и затрагивали практически всё, что происходило в обществе. Самыми яркими, самыми важными, глубокими, трогательными и даже трагическими являются плакаты времен Великой Отечественной войны.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.

С первых дней острым оружием идейной борьбы стала политическая графика. В 1941 году отчеканился художественный стиль советского военного плакатного искусства. Композиция состояла из одной – двух фигур, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркими, экспрессивными, контрастными и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Особое внимание художники уделяли выражению лица изображенного человека, стремясь передать его не только его характер, но психологию в целом.

Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». 

Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М.Тоидзе «Родина – мать зовет!».

Чутко и оперативно откликались художники-плакатисты на события в стране. В своих плакатах они выбирали действия, которые правдиво отображали реальность фронтовой жизни и в то же время метафорически раскрывали идею плаката. Будничная красота облика солдата сочетается с ощущением значимости и внутренней силы образа. Общий тон решения плаката этого периода характеризуется сдержанностью, использованием немногих цветов с введением ударных красных пятен. Одной из тем плаката 1942 года стала тема страдания советских людей, особенно детей, на оккупированных территориях.   Плакат В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» впервые появился на страницах газеты «Правда» 5 августа 1942 года.

В плакатах 1943 года преобладают темы и настроения, вызванные началом решительного наступления советских войск. Таков, например, плакат Н.А Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде…».

Н. Н. Жуков вошел в историю советского изобразительного искусства как выдающийся мастер плакатов и рисунков. Художник отображал войну со всех ее сторон. Но, прежде 

всего, он показывал роль в ней человека В окопах Сталинграда под грохот разрывающихся бомб и снарядов, под вой пикирующих бомбардировщиков, и лязг танковых гусениц он создает свой знаменитый плакат «Бей насмерть!».  

В 1944 году В.Дени создает одно из наиболее значительных и острых своих произведений - «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник». Многие графические произведения В.Дени в годы Великой Отечественной войны прочно вошли в историю советского изобразительного искусства как произведения большой художественности, выразительности и идейной насыщенности.

В.С.Иванов тоже ясно понимал установку плакатов 1944 года: звать воинов к окончательной победе над фашизмом. Одним из выдающихся его произведений этого периода стал плакат «На Запад!». 

 

В 1945 году художнику Л.Ф.Голованову позвонили по телефону и попросили сделать плакат на тему: «Дойдем до Берлина». Вскоре плакат с фигурой солдата, переобувающего сапоги, и словами: «Дойдем до Берлина!» увидели на всех фронтах, он облетел всю страну. Сотни восторженных откликов поступили на это замечательное произведение.

1945 год занимает особое место в летописи героических свершений советского народа и его Вооруженных Сил. Л.Ф.Голованов чувствовал, понимал, что должен создать образ воина-героя, воина-победителя. В памяти невольно оживал все тот же образ лихого и веселого воина, каким запомнился лейтенант Голосов, но уже возмужавшего, с боевыми наградами на выгоревшей от солнца гимнастерке, с лихо сдвинутой пилоткой, с сознанием выполненного долга. Так родился известный и ныне плакат Л.Ф.Голованова «Красной Армии – слава!».

Как и любой другой вид искусства, плакат неразрывно связан с эпохой, в которой создается. Эта связь выражается не только в выборе авторами тем для своих работ, но и в том, с каким настроением создаются и читаются лозунги, как преподносится зрителю сюжет, какими средствами пользуется художник-плакатист.

Плакаты Великой Отечественной войны наполнены бурлящим чувством патриотизма, единения народа в борьбе с врагом. Плакат является силой, формирующей общественное мнение. В какой-то мере, плакат в годы войны стал силой, которая заставляла происходить определенные события, приближала их, влияла на ход истории. 

 

 

Линия помощи «Дети Онлайн»